Офис – режимное учреждение. Взгляд аналитика.

«Лично я хожу на службу только потому, что она меня облагораживает»

(к/ф «Служебный роман»)

«Тебе повезло – ты не такой как все, Ты работаешь в офисе»

(из песни группы «Ленинград»).

Действительно повезло?

Кто он современный офисный сотрудник, носящий гордое имя менеджер?

Что это за заведение -офис? И действительно ли туда все стремятся и там так хорошо?

Википедия:

Офис (англ. office) или контора (нем. Kontor) — помещение, здание, комплекс зданий, в котором работают служащие предприятия (фирмы). В офисе (конторе) принимают клиентов, хранят и обрабатывают документы, архивы и тому подобное.

Офис – место где работают люди. Сотрудники, партнёры, клиенты, их окружает соответствующая обстановка – мебель, техника, бумаги – незаменимые атрибуты любого офиса.

Если люди работают, значит они зарабатывают, значит они производят продукт, за который получают деньги. Как говорил автор «Капитала»: деньги – товар – деньги.

Каков же этот загадочный продукт сотрудников офиса и как его оценить? В чём его измерить?

Как работает этот загадочный механизм? По каким законам?

В любом офисе есть правила и режим. Есть штатное расписание. Должностные инструкции. Цели и миссия компании. Но...

Это только внешняя сторона дела. Есть люди, есть их желания, которые реализуются. То есть помимо сознательно организованных процессов офис начинает жить своей жизнью, реализуя бессознательные желания его сотрудников.

Есть официальные правила и есть негласные законы.

Есть штатное расписание и есть серые кардиналы.

Есть должностная инструкция и есть «задание» начальника.

Есть корпоративная культура и есть своя лексика – свой жаргон, понятный только участникам, это тайный язык любого офиса. Есть несколько универсальных жаргонов: язык «продажников», компьютерщиков, финансистов. Он применим только в своей среде. Трудно представить, например, в косметическом салоне распространённую фразу «продажников», «добить клиента», сам термин «продажник» – тоже жаргонизм.

Офисы есть маленькие и большие. Чем больше офис тем больше правил, которым необходимо подчиняться. Большие офисы подразумевают большое количество связей между людьми. Связи из прямых становятся опосредованными.

Субъект вписывает себя в офисные отношения. Подчинённый – Руководитель. Коллега – Коллега. Руководитель – Подчинённый. Устанавливается дискурс как нечто определяющее положение субъекта во всех социальных связях. Дискурс охватывает всё многообразие отношений. Вопрос в том какой тип дискурса устанавливается в офисе и кто какую позицию занимает, что извлекает из своей позиции. Но это в тех офисах где отношения и связи установлены.

Но всё больше появляется офисов ярких представителей пост-модерна, создающих максимально эффективные отношения, лишённые какой-либо субъективности, отношения функции. Офисы, где для решения вопроса сотрудниками, находящимися в одном помещении, используется электронная почта. Человеческие связи, связи существ говорящих друг с другом нарушаются. Производится чистое избыточное наслаждение, то избыточное наслаждение, которое влечёт за собой гибель империй.

Цена вопроса работы в таком офисе уже даже не время субъекта, которое он продал работодателю, а приоритет его желаний и самой субъективности.

Превращая субъекта в функцию или при большом количестве опосредованных связей в её отсутствие, в офисный планктон, который выполняет самую тяжёлую работу – ничегонеделание.

Из разговора сотрудников офиса: «Чем занимаешься? Ничем – работаю».

Задача любого офиса произвести тот самый загадочный продукт, который никто не знает как измерить. Для этого в офисе придумывают внутренние системы измерения. Придумывает их начальник, он же их доводит до сотрудников и меняет при необходимости, он же и определяет саму необходимость изменений.

Оценка труда сотрудника офиса напрямую зависит от желания, прихоти, настроения его руководителя.

«Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том как хорошо мы работаем»( из к-ф «Служебный роман»).

Сегодня это почетное место занимает сам руководитель. Другой определяет твою значимость или не значимость. В его руках возможность наказания и поощрения, принятия на работу и увольнения.

Руководитель недовольный положением в подразделении рассуждает: «Болото. Надо уволить кого-нибудь, чтобы взбодрить».

Он же и устанавливает правила: что можно, чего нельзя.... Начальник призван действовать на максимальное достижение результата.

Название вебинара прошедшего четвёртого сентября этого года, предназначенного для владельцев бизнеса, топ-менеджеров, коммерческих директоров, руководителей продаж: «Как выжать максимум из своего отдела продаж».

Учебники менеджмента учат нас, что есть два типа организации компаний:

  • американский тип – организация компании вокруг идеи. Всё имеет отношение, делается во имя идеи, для идеи, ради идеи. Идея – главный принцип организации.
  • японский тип – организация по типу семьи. Вокруг фигуры отца основателя.

Яркими примерами таких организаций являются армия и церковь.

В армии фигура отца присутствует, но это наиболее яркий пример неэффективного предприятия. Армия во все времена была полностью дотационным предприятием.

В церкви отец вынесен в идею, он мёртв, а значит идеален. Это пример максимальной эффективности, при максимальном лицемерии. Декларируя свободу выбора, жёстко контролирует и подавляет любые её проявления.

Любой эффективный офис также лицемерен как церковь.

Из объявлений в интернете: «предприятие, один из динамично развивающихся операторов рынка», «демонстрирует надёжность и стабильность», «дружный коллектив, амбициозные проекты, сложные задачи и достойный уровень оплаты труда» (показатели KPI).

При просмотре списка вакансий я сделала, на мой взгляд, интересное наблюдение, список требований к кандидату в 4-15 раз превышает список того, что ему предлагается, за его навыки и умения. Уже на стадии приёма на работу офисный босс уверен, что он делает счастливым кандидата, позволяя ему выйти на работу.

Максимальная эффективность офиса подразумевает максимальную эксплуатацию личности, вернее, уничтожения в субъекте всего личностного, нецелесообразного для работы, для функции. Офис интересуешь не ты, а твоя функция.

«Если от человека требуют большего, то это или приводит его к бунту, либо неврозу, или делает его несчастным» (З. Фрейд «Недовольство культурой»).

Среда порождает агрессию. И очереди в кабинет аналитика.

Так этим летом вступил в силу закон который запрещает работодателям указывать в объявлениях о вакансиях пол, возраст, национальность, семейное положение, прописку претендента.

Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. №162-ФЗ

1) абзац первый статьи 5.62 изложить в следующей редакции:

«Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам»;

2) дополнить статьей 13.111 следующего содержания:

«Статья 13.111. Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, - влечет наложение административного штрафа на граждан - от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.»;

Закон внешне направленный на защиту прав человека, на самом деле лишает человека пола и возраста. Лишает субъекта субъективности.

Как выжить «субъекту желающему» в условиях офиса?

«Жизнь в офисе...»- написала и остановилась.... Можно ли происходящее в офисе отнести к разряду жизни? Пребывание в офисе – так пожалуй точнее. Как в любом режимном учреждении оно имеет свои рамки и сроки. Офис это ограничения.

Рамки времени. У сотрудника офиса есть право отсутствовать в офисе с 18.00 вечера и до 9.00 утра, это его личное время – время жизни, время субъективности. И один час обеденного перерыва. Хотя есть заботливые работодатели, которые накормят вас бесплатным обедом прямо в офисе, за который вы заплатите, заплатите одним часом своего личного времени. Выбор за вами.

При согласовании отпуска, сотрудник: -«Отпустите меня на волю, я свой срок уже отмотал».

Рамки пространства. Здесь как правило действуют достаточно жёсткие правила, чем ниже статус сотрудника, тем меньше у него личного пространства от клетки которой огорожено рабочее место, или рабочего стола со стулом, до отдельного кабинета, если вы достигли статуса руководителя. Хотя уже есть примеры, когда в кабинете руководителя устанавливается круглосуточно работающая камера с высоким разрешением, для передачи изображения текста документов на столе, с передачей звука, непосредственно на компьютер «надзирателя». Один из «счастливых» обладателей такого пристального внимания потерял за год 8 кг веса и бросил пить.

Рамки передвижения. Деятельность в офисе предполагает твоё присутствие на рабочем месте. И лимитированное либо обоснованное отсутствие. При работе «в полях» на корпоративные сим-карты устанавливают программу слежения за передвижением сотрудников вне офиса.

Рамки свободы мнения – в максимально эффективном офисе, запрещено говорить о чём-либо кроме работы. Футбол, рыбалка, дети этих тем не существует с 9.00 до 18.00.

Ещё одна сторона вопроса: есть мнение начальника и мнение неправильное, или как говорил один из героев фильма «Гараж»: «не соглашаться с правлением – это всё равно, что против ветра плевать».

На сайтах компаний по поиску работы и успешному построению карьеры появились статьи рекомендующие сотрудникам и претендентам быть осторожнее в своих высказываниях в социальных сетях, так как они активно используются для анализа оценки персонала компании и соискателей на открытые вакансии.

В особо извращённых случаях, компании проверяют лояльность сотрудников с заданной периодичностью на детекторе лжи.

Одно из проявлений ограничения свободы мнения – дресс-код компании. Сотрудники банков, одетые исключительно в белые блузки и чёрные юбки для женщин, деловые костюмы и светлые рубашки для мужчин.

Для тотального контроля деятельности сотрудников на всех компьютерах компании устанавливают систему удалённого доступа или удалённого наблюдения за монитором.

Вся режимная система офиса нацелена на невозможное – на управление людьми.

Но ещё Фрейд определил управление как одну из трёх невозможных профессий.

Дело, ради которого создавался офис, страдает от правил и ограничений установленных в офисе. Режим становится помехой делу. Чтобы заниматься делом, субъект вынужден нарушать правила офиса.

Офис как живой организм живёт своей жизнью, которая продиктована не только желанием её создателя, но и своими собственными желаниями.

Что-то «идёт не так как задумывалось», начинает жить своей жизнью, начинает управлять, присутствовать, взаимодействовать. Хвост начинает вилять собакой.

Когда папа Карло создавал Буратино, он сделал его по своему желанию, но вот нос – нос остался таким, каким захотел сам Буратино и папа Карло ничего не смог с этим сделать. И кто остался с носом в этой ситуации большой вопрос...

«Главное в жизни определиться где твоё место, и что ты за птица» (из песни группы «Ленинград»).

Ольга Архипцева

ЧОУ ДПО «Сибирский Институт Психоанализа» является единственным за Уралом учебным образовательным учреждением, которое проводит полномасштабную психоаналитическую подготовку, включая: психоаналитическое образование, персональный дидактический психоанализ (собственный персональный анализ), супервизорская поддержка начала психоаналитической работы.

Институт осуществляет ежегодный набор студентов и слушателей для получения теоретического и практического обучения психоанализу на базе среднего и высшего образования. Прием студентов и слушателей на обучение производится на основании результатов собеседования.

Полный цикл обучения в Институте составляет 3 года и осуществляется в формах вечерней, заочной и очно-заочной с применением дистанционных технологий обучения.

По завершении обучения в Институте выдается документ об окончании Института и получении психоаналитического образования.