Возрождение языческих традиций и их влияние на психические расстройства в современной России

Предисловие
В современной России отмечается рост популярности суеверий, мифологических верований и ритуалов. Все они берут начало в дохристианской славянской мифологии. Многие из подобных предсказаний, предупреждений и предписаний касаются судьбы новорожденных. Они извещают родителей о знаках, определяющих будущее ребёнка, и описывают ритуалы, необходимые для магической защиты беспомощного младенца. Некоторые из этих языческих ритуалов были восстановлены для проведения языческих празднеств и ритуалов. Влияние языческих верований обнаруживается в содержании обсессивных идей, галлюцинаций и убеждённости в необходимости магических заклинаний для предохранения от «сглаза». Последнее представление виртуально было синонимично представлению о «зле» в Российской традиции на протяжении веков. Оно нередко приводило к психопатологическим последствиям — в виде параноидного синдрома и летаргического сна. Эффективное предупреждение подобных психических нарушений предусматривает применение фармакологического подхода вкупе с психотерапией, а также знания старых традиций и мифологии.
Ключевые слова: языческая мифология, катаплексия, заблуждения, галлюцинации, депрессия, обсессивные идеи, домовой.

Введение
Уже описывалось возрождение древних славянских традиций и ритуалов в современной России (Сибирь). Этот феномен был выражен в растущей популярности различных ритуалов с использованием сюжетных линий древних языческих празднеств. Многие верования, суеверия и поступки просматриваются в повседневном поведении, обыденной деятельности и вербальных выражениях. Некоторые из них представляют собой смесь языческих и Христианских представлений.
Исторически это может быть объяснено переменами в религиозных воззрениях в России, произошедших за сравнительно короткий период времени. Человек рождается с определённым религиозным чувством, по природе своей сравнимым с иными драйвами и инстинктами. В соответствии с Юнгианской концепцией Психе, религиозное чувство (нуминоз) связано с глубинным бессознательным и отражает архетипический уровень функционирования. Архетипы коллективного бессознательного распоряжаются скрытой энергией. Каждая культура имеет собственный набор образов, являющихся проекцией нуминоза. Они имеют сильное влияние на мышление, поведение и развитие психических расстройств. Уникальный характер Российской истории в том, что касается национального религиозного чувства выражен в трансформациях, происходивших дважды за последние 80 лет — сначала после переворота в октябре 1917 года, а затем — после распада Советского Союза. Проекции нуминоза в России до 1917 года были связаны с:

  1. образами, традиционными для Православного Христианства;
  2. верой в царя как в Божьего помазанника;
  3. патриотизмом;
  4. пережитками славянского язычества.

За весь советский период проекции нуминоза были фундаментально трансформированы. Вера в бога и Царя были заменены атеизмом, коммунистической идеологией и культом коммунистических лидеров. За последнее время появились новые проекции нуминозов. Они включают в себя политеизм, национализм, образы, типичные для древних славянских языческих традиций и идею общности славянских наций — имеющую собственный уникальный набор ценностей («Соборность»).
Образ «Соборности» используемый некоторыми лидерами экстремистских Русских движений, позволяет манипулировать термином «Славянский», исключая из числа славянских наций те, что исповедуют католичество или протестантизм. Политеические проекции нуминоза сформировались на месте вакуума, появившегося после провала атеизма, отражая тем самым возрождение архетипических корней языческой мифологии, сохранившихся за время советской власти. Политеические проекции нуминоза объясняют растущую популярность эзотерических религиозных сект, магии и колдовства. Многие пациенты, имеющие психологические и психиатрические проблемы, посещают местных знахарей, использующих в своей практике магические формулы и некоторые шаманские целительские ритуалы. В общем, имеет место возрождение традиционного знахарства с элементами шаманских ритуалов, отвергавшихся и запрещавшихся за Советский период. Это согласуется с данными W. Jilek и W. Jilek-Aal (1978), W. Jilek (2005), касающимися западных взглядов на шаманизм и изменённые состояния сознания.
Экстремистские группы пытаются усилить славянские языческие традиции, устраивая встречи древних праздников, ассоциируя их с культом языческих богов. Некоторые из них стремятся к распространению взгляда на красную свастику как на исконно славянский символ, ведущий свое происхождение от Ариев.

Методика
В амбулатории Новосибирского Медицинского университета и Новосибирской психиатрической больнице было обследовано 35 пациентов (28 женщин и 7 мужчин) в возрасте от 18 до 48 лет. Опрос проводился в течение трёх лет — по мере поступления — в соответствии с переживаемыми пациентами психическими и/или соматическими расстройствами, связанными, по мнению пациентов, с магическим воздействием (влиянием «сглаза») или пережитой ими катаплексией, сопровождавшимся галлюцинациями, которые они приписывали действиям «домового». При обследовании использовалось психиатрическое интервьюирование и sleep paralysis опрос. Данные о магических представлениях, касающихся новорожденных и детей были получены от самих пациентов, страдающих невротическими расстройствами и от членов их семей. Расстройства психики определялись и классифицировались в соответствии с DSM-IV-TR (APA, 2000).

Анализ результатов с учётом культурной перспективы
За последнее время психиатры Сибири наблюдали пациентов, которые под влиянием языческих суеверий радикально изменили своё восприятие реальности и стали выражать необычные идеи и убеждения. Случаи «сглаза» обычно используются для объяснения психиатрических и психосоматических симптомов. Существует убеждение, что человек, обладающий некоей «силой взгляда», может, посмотрев на другого завистливо или недоброжелательно, причинить ему несчастье или довести до болезни. Это суеверие — самое распространённое изо всех прочих. В соответствии с такими представлениями, некоторые люди могут причинить вред другим людям или животным, пристально посмотрев на них или даже просто непреднамеренно скользнув взглядом.
Вера в магический эффект «сглаза», способный стать причиной неудач и заболеваний, была задокументирована во многих традиционных обществах земного шара (Hauschild, 1982). Она схожа с верованиями традиционной американо-мексиканской культуры, в которой существует категория «mal ojo» («сглаз») — одна из трёх главных причин заболевания (Torrey, 1972). «Mal ojo» может рассматриваться как проекция бессознательного желания, вызывающая временные невротические и личностные расстройства (Rubel, 1960; Madsen, 1964). В Российской психиатрической практике представления о «сглазе» часто ошибочно интерпретируются как мании или подобные маниям расстройства и этим пациентам зачастую выносится диагноз параноидной шизофрении или шизотипического личностного расстройства. Такого рода ошибки происходят прежде всего из-за нехватки у психиатров и психотерапевтов представлений о содержании языческих верований и представлений, завоёвывающих всё большую популярность у населения.
Большинство пословиц (как старинные, так и вновь создающиеся), обрядов, примет и ритуалов касаются новорожденных (Кузьменко, 1986). У пациентов с повышенной тревожностью и фобическими расстройствами эти темы часто определяют направление мысли. Они, например, верят в то, что физическая неполноценность или развитие различных заболеваний у их детей напрямую связаны с несоблюдением древних языческих обрядов.
Под нашим наблюдением находились три женщины с обострением мании в постнатальный период. Этим пациенткам был вынесен диагноз краткого послеродового психотического расстройства (по DSM-IV TR). Они обвиняли себя в том, что «злоумышляли» против своих же будущих детей во время беременности и после родов. Например, одна из этих женщин сказала своему малышу: «Ты такой сладкий, так бы тебя и съела». В этом отношении интересным является тот факт, что на Филиппинах ближайшим аналогом «сглаза» является «bati» или «горячий рот» (Flores-Meiser, 1976).
Русский фольклор содержит много предписаний и инструкций, призванных уберечь новорожденного от скрытых угроз со стороны завистливых людей, включая даже иногда собственных матерей. В последнем случае эта угроза может исходить из частично неосознаваемых мыслей, связанных с упущенными возможностями в собственном идеализированном прошлом. Они сохранились и теперь вмешиваются в жизнь собственных детей. Это чувство обобранности кем-то неопределяемым бессознательно толкает мать на обладание судьбой своего ребёнка. (Shabad, 1998). Вот несколько примеров признаков и предписаний, касающихся новорожденных и более старших детей:

  1. «Счастлив ребёнок, родившийся «в сорочке» (остатках оболочки плода);
  2. Если девочка похожа на отца, а мальчик — на мать, то это к добру;
  3. Добрый знак, если на новое место жительства переезжают в день рождения ребёнка;
  4. ребёнку может угрожать смерть, если он родится в полнолуние или если его рождение будет сопровождаться тяжёлой утратой. Однако если он выживет, то будет ловок и находчив.
  5. Немедленно вслед за рождением ребёнка всем, кто принимал участие в родах, необходимо «очиститься» следующим образом:
    При зажженных свечах и приговаривая молитвы (обычно в адрес святого Николая) приготавливается смесь из одного яйца, некоторого количества хмеля и овса, размешиваемых в большом количестве воды. Новорожденный погружается в этот состав. Другим лицам, участвовавшим в родах — таким, как акушерка — также нужно очиститься. Повитуха (пожилая женщина в деревне, помогающая другим женщинам при родах) говорит матери:
    Как хмель легок и высок,
    Так и тебе быти.
    Как яичко кругло,
    Так и тебе обернуться,
    Как овёс бел,
    Так и тебе побелети.

    После того, как дитя очищено, она говорит младенцу:
    Расти большой, как дерево
    Да крепкий, как печка.

    Этот ритуал буквально называется «умывание рук».
  6. Колыбель нельзя трогать, если в ней нет младенца.
  7. Младенцу нельзя стричь волосы и ногти до года, чтобы обеспечить его быстрое развитие.
  8. Ребёнка нельзя показывать в зеркало, чтобы он/она не утратили дара речи.
  9. Нельзя подметать пол, если на нём сидит ребёнок, пока он не станет «сиделкой» (то есть пока самый младший ребёнок не начнёт ходить).
  10. Младенца нельзя показывать людям, которые никогда не видели его раньше, поскольку это может привести к внезапной его смерти.
  11. Ребёнок может стать слабоумным и задержаться в физическом развитии, если бранить его дурными словами, поскольку от этого начнёт умирать его «душа ангела».
  12. На ребёнка перед сном нужно надеть нательный крестик, чтобы предохранить его таким образом от несчастья.
  13. Когда ребёнок чихает, он может при этом широко открыть рот, обеспечивая тем самым возможность для злых сил проникнуть внутрь. Чтобы этого не произошло, надо произнести слова «На здоровье, ангельска душенька».
  14. Когда ребёнок пытается сделать первые шаги, нужно воткнуть нож или топор в пол между ступнями, рассекая таким образом путы на его ногах.
  15. 1. Если дитя часто плачет, надо развернуть его лицом на восток (на восходе) и на запад (на закате). При этом надо произнести следующие слова:
    Заря-заряница
    Красная девица
    Забери плач у … (имя ребёнка)
    И не дай ему (или ей) плакати.
  16. Припадки у детей излечиваются срыванием майки с шеи ребёнка и бросанием её к ногам или набрасыванием на дитя белого покрывала (фаты), надевавшегося невестой на голову при венчании в церкви или же скатерти, бывшей на столе во время свадебного пира.
  17. Если кто-то скажет матери, что её ребёнок прекрасен и здоров, она должна тут же лизнуть лицо ребёнку три раза, сплёвывая на пол каждый раз.
  18. После того, как ребёнка искупают, воду нельзя выливать до следующего утра.

Некоторые события ассоциируются с птицами, которые. В свою очередь рассматриваются как предвестники смерти — например, если птица из леса прилетает на балкон или на крышу дома. Так называемые «дикие» птицы (голуби, соловьи и некоторые домашние птицы в определённых ситуациях) связываются с душами умерших. Они могут быть вестниками грядущей смерти.
Считается, что первая ночь в новом доме может быть сопряжена с опасностью. Новые жильцы могут защитить себя, пустив первым в новый дом на первую ночь кота. Если в доме расцвёл цветок, который до того никогда не цвёл, то это также может быть предвестием чьей-то смерти. Завывание ветра символизирует зов мёртвых, обращённый к живым.
Для каждого новорожденного должна быть сделана кукла из холстины, которую нужно поместить в «красный угол» комнаты (угол, где вывешены иконы). Кукла не должна иметь глаз или носа, а её рот должен быть закрытым, чтобы злой дух не смог проникнуть сквозь эти отверстия в тело беззащитного ребёнка. Кукла символизирует душу дитя, позволяя малышу нормально развиваться.
Русские традиционные сюжеты содержат дохристианские верования в различные порождения зла, способные причинять вред и убивать (Зиновьев, 1987). Самые примечательные среди них — это вампиры и домовые. Характерной особенностью вампиров, отличающей их от вампиров средневековой мифологии является их способность выкачивать энергию из человека и причинять ему прочий ущерб без прямого контакта с ним и без высасывания его крови. В общем, силы зла в российских легендах и былинах занимаются скорее энергией или психическим ущербом, чем причинением актуального физического ущерба. Вампиры подразделяются на «солнечных» и «лунных». Солнечные вампиры более агрессивны и активны. Лунные сравнительно тихие и мирные.
Некоторые особенности «деятельности вампиров», соответствующие сегодняшним представлениям, можно продемонстрировать на следующих примерах:

  1. Женщина-вампир проникает в дом вечером, задаёт несколько вопросов и стремится завести разговор, чтобы отвлечь внимание хозяев, откачивая тем временем жизненную энергию у своих жертв.
  2. Женщина-вампир как бы случайно наступает на ногу стоящего вблизи человека, например, в автобусе или трамвае, провоцируя его таким образом на спор. Энергия человека, вступающего в ссору, впитывается вампиром.
  3. «Энергетические» вампиры стремятся также посетить похороны, даже тех людей, с которыми никогда не были знакомы, помочь и принять участие в ритуалах. Их целью в таких случаях является получение «энергетической подпитки» от других людей, особенно от родственников усопших. Люди, входящие в контакт с вампирами, чувствуют общий упадок сил и слабость. Они страдают от головной боли, испытывают тоску и усталость.

Для того, чтобы обезопасить себя от энергетических вампиров, существуют специальные ритуалы. Рекомендуется натереть перцем и чесноком косяк двери, ведущей в дом и провести с внутренней стороны двери ножом черту.
Дух дома («домовой») за последнее время стал наиболее популярной фигурой в пантеоне мифологических персонажей. Поначалу домовой представлял собой душу некоторых предков семьи, выполняя функции защиты и обеспечения «положительной энергетики и хорошего психологического климата» в доме. Домовой зачастую невидим. Его деятельность не приносит материально ощутимых результатов. Тем не менее, в определённых случаях дух может явиться на короткое время, подобно вспышке. Внешний вид домовой напоминает фигурку маленького животного, покрытого небольшим количеством шерсти или вообще безволосую. Если шерсти на теле домового достаточно, то это значит, что всё хорошо, а если фигурка голая — то, значит, вскоре случится что-то недоброе.
Переживавшееся некоторыми нашими пациентами, по их отчётам, не отличалось от катаплексии. В действительности присутствие домового формировало часть представлений. У некоторых пациентов эти переживание повторялись неоднократно. Пациент пробуждался с таким чувством, будто в комнате произошло нечто странное и пугающее. Они видели нечто круглой или прямоугольной формы, вскальзывающее в комнату со стороны окна или из угла, примыкающего к спальне. Пациенты чувствовал себя очень напуганными и могли терять дар речи. Вещи становились всё ближе и ближе, надвигались на них, сдавливали грудную клетку так, что невозможно было дышать. Неожиданно пациенты опять чувствовали себя хорошо, вещи отодвигались, дыхание освобождалось. К ним полностью возвращались способности говорить и двигаться. К концу эпизода пациенты опять переживали страх и чувство экстремальности существования.
В течение 2004—2005 годов мы обследовали 22 женщины-пациентки в возрасте 18—46 лет, жительниц городов и деревень Сибири. Шесть из них имели высшее образование. Они искали помощи, желая освободиться от страха впасть в сонное оцепенение, поскольку их тревожила повторяемость приступов и пугала возможность катаплексии. Пациенты предполагали, что их необычные переживания были вызваны контактом с домовым, поскольку таким образом им это объясняли их близкие и друзья. Они решили проконсультироваться у психиатров только после нескольких безуспешных попыток защититься в соответствии с древними народными рецептами, а в двух случаях — с помощью приглашения в дом священника Русской православной церкви.
Широкая распространённость катаплексии среди населения до сих пор недооценивается. Это происходит, вероятно, вследствие непроведения соответствующего опроса о переживаниях подобного рода при психиатрическом и психотерапевтическом освидетельствовании. По собственной инициативе пациенты обычно не рассказывают профессионалам о таких переживаниях, так же как и о собственном убеждении в существовании домовых. Недавно собранные среди взрослых пациентов данные указывают на значительное число случаев сонного паралича среди пациентов с различными психиатрическими и психологическими проблемами. Эти данные, собиравшиеся с применением вопросника о переживаниях, связанных с сонным параличом, заставляют по-новому взглянуть на информацию, собиравшуюся ранее обычными методами.
Авторитеты русской православной церкви и широкие слои населения, особенно в сельской местности, по-разному относятся к феномену домового. Большинство священников не опровергает саму идею о возможности его существования.
Официальные комментаторы церкви полагают такие духовные переживания еретическими. Некоторые священнослужители соглашаются с реальностью привидений, но отрицают любую возможность их позитивной роли, объявляя домовых одним из воплощений дьявола. Сельские жители и те, кто переселился в город недавно, испытывают к домовому амбивалентное отношение. С одной стороны, их пугает такой подход, с другой стороны, они испытывают к нему (домовому) определённое уважение и надеются, что он поможет им, предупредив возможную грозящую опасность. Однако и у домового случаются периоды раздражительности и капризности. Это происходит, как правило, в виде так называемых «кризисов домового», обычно приходящихся на 28 января. Во время этого критического периода выполняются специальные ритуалы. Один из них включает в себя «жертвование пищи»: хозяева помещают тарелку каши в нижнюю часть печи, а затем все члены семьи ждут до полуночи. Домовой съедает кашу и после этого ужина остаётся спокойным на весь следующий год. Можно сделать так, чтобы домовой переехал в новый дом вместе с хозяевами, если те ему нравятся. Чтобы убедить его сделать это, хозяева собирают всю печную утварь в котёл и переносят его в новый дом. Сопровождая это следующими словами:
Добро пожаловать,
Старинушка
На новоселье
Хозяева обычно обращаются к домовому по имени. Интересно, что он всегда носит христианские имена, несмотря на своё языческое происхождение. По всей вероятности, это отражает амбивалентность восприятия домового, к которому, в общем, относятся доброжелательно, несмотря на его порочное происхождение. По нашим наблюдениям, женщины, верившие в существование привидений и имевшие личный опыт присутствия домового, принимали самое деятельное участие в ритуалах Православной Церкви. Это ещё один пример, отражающий выживание языческих верований в последние времена.
Старорусские языческие верования в домового и то, что они сопровождают сонный паралич несколько схожи с традицией Old Hug в Ньюфаундленде, Канада (Hufford, 1982). Феномен Old Hug описан как переживание со следующими симптомами: неожиданный приступ страха; видение или слышание предметов; нечто входит в комнату; сжатие грудной клетки или приступы удушья.
Седьмого июля или в день летнего солнцестояния по Юлианскому календарю в последние годы в большинстве регионов России празднуется славянский языческий праздник «День Ивана купала». В этот день многие люди, преимущественно молодого возраста, выходят на улицы с различными ёмкостями, полными воды, с тем, чтобы без предупреждения обливать ею прохожих. Водой обливаются из окон, с балконов, на остановках общественного транспорта и даже в метро. Чем неожиданнее нападение, тем более успешным оно считается, особенно когда на жертву выливается полное ведро. В этот день многие предпочитают оставаться дома. В худших случаях ритуал поливанию людей водой приводил к дорожно-транспортным происшествиям.
Празднования такого рода берут начало в ритуале символического очищения, символизирующего смывание грехов. В дохристианские времена празднование дня летнего солнцестояния включало в себя поиск цветка папоротника. Цветок папоротника означал клад, спрятанный под ним. Люди участвовали в ритуальных игрищах вокруг костра. Вскоре после этого мужчины и женщины, раздевшись, танцевали при луне и вместе купались в реке или озере.
Православная церковь запретила этот праздник много веков назад, а люди, отмечавшие его, преследовались. Тем не менее, пережитки таких ритуалов дожили до наших дней. В советское время все эти действия держались в секрете. В последнее время предпринимались попытки возродить некоторые элементы ночных праздников — например, разведение костров в лесу и пляски вокруг них, пение старообрядных песен, украшение голов венками из полевых цветов. Возрождение празднования Дня летнего солнцестояния потребовало некоторых перемен — во времени празднования, ночи на день; вода выливается на прохожих по возможности неожиданно — как замена добровольного совместного купания.
Языческий праздник «Прощания с зимой» (Масленица) теперь также успешно возрождается во многих регионах страны. Он отмечался ещё до Пасхи и является единственным языческим праздником, к которому Православная Церковь относится более или менее терпимо. Языческие ритуалы включают в себя сжигание чучела Зимы, символически изображаемой в виде уродливой ведьмы и приветствие образа Солнца, изображаемого с человеческим лицом. Образ Солнца в дохристианской языческой мифологии представляется божеством «Ярило» Во время этой церемонии многие люди надевают маски и исполняют роли лесных духов — диких животных, особенно медведей или волков.
Содержание языческой славянской мифологии проявляется в психопатологиях у лиц, страдающих повышенной ментальной тревожностью в форме маний и галлюцинаций. К примеру, наблюдался пациент возраста 35 лет, выдававший мегаломанические параноидные идеи о своей трансформации в полубожественное существо. Он верил в то, что имеет прямую связь с Перуном (славянский языческий бог грома) и что он был послан в этот мир спасти людей от их пороков и вернуть их к «чистоте». Пациент переживал ярко представленные галлюцинации в виде огромной битвы, в которой участвовали рыцари в красных и чёрных кольчугах. Красный цвет символизировал «силы небесные», а чёрный — «силы зла». Сам пациент пассивно наблюдал всё это сражение с холма в качестве инкарнации древнего славянского бога, играющего на гуслях, который, в соответствии с мифологией, имел дар предвидения будущего.
Элементы языческих традиций выражены и в ритуал поминок, на которые собираются родственники, друзья, соседи и сотрудники усопшего — обычно в доме покойного, а в сельской местности — вне дома. Собравшиеся вспоминают усопшего, его/её добрые дела, съедают при этом специально приготовленную пищу и выпивая предназначенные для этого напитки с высоким содержанием алкоголя — обычно это водка. Игристое вино в подобных случаях категорически не допускается. Также запрещено провозглашение тостов, чоканье бокалами, обычное для всех застолий иного рода. На поминках обязательно держат одно место незанятым. Оно сохраняется для покойного, который, как предполагается, невидимым присутствует на церемонии. Его/её место обычно покрывается полотенцем, а на тарелку перед стулом ставится рюмка водки, накрытая куском хлеба. При еде не рекомендуется использование ножей. Ритуалы поминок сохранялся и при коммунистическом режиме, и большинство членов коммунистической партии участвовали в них без всяких неприятных для них последствий.
Языческие традиции остаются неотъемлемой частью похоронных ритуалов. Широко распространена «жертвенная пища» — например, необходимо оставить некоторое количество алкоголя и пищи на земле. Около могилы устраивается небольшой столик, чтобы близкие покойного могли бы помянуть его трапезой. Борьба с этими языческими традициями наталкивается на социальное противостояние.
Нам приходилось наблюдать случаи культурно специфической депрессии с чувством глубокой вины, вызванным несоблюдением старых обычаев похорон и поминок. Пациенты переживали чувство моральной неполноценности и полагали себя в основе своей плохими. Их тревожила собственная деструктивность. Они чувствовали себя отвергнутыми и соглашались с тем, что отвержение это — из-за нарушения ими традиций. У пациентов с психотической депрессией существовало убеждение, что их греховное поведение послужит причиной несчастий для их семьи. Некоторые из этих пациентов переживали ночные кошмары, во время которых покойники упрекали и обвиняли их в нарушении традиций.
Недавно появились несколько групп, эксплуатирующих языческие верования. Участники таких групп настаивают на возвращении к «культуре предков», к «глубинным корням» (Тупикин, 2004). Они устраивают специальные ролевые игры, изображающие эпизоды ранней истории России, одеваясь при этом в соответствии с обычаями того времени. Иногда они одевают доспехи старинных рыцарей (дружинников) и носят их даже и в повседневной жизни. Организация потешных рыцарских поединков в контексте ритуала «инициации» в наши дни становится желательным атрибутом многих праздников.
Языческие мотивы прослеживаются также в работах популярных современных российских художников, например, Ильи Глазунова («Тысячелетие России», «Всадник») или Константина Васильева («Старик»).
Возрождение интереса к старинным дохристианским традициям выражается в содержании психопатологический симптоматики пациентов с расстройствами ментальной сферы. Наблюдается увеличение количества клинических случаев, когда параноидные идеи связываются с популярными языческими мифологическими верованиями. Например, женщина 46 лет, долгое время лечившаяся у знахарки (пожилая женщина, помогающая своим пациентам с помощью магии) была помещена в психиатрическую клинику с жалобами на боли в различных местах, чувство отчуждённости от реальности и голоса, периодически слышимые у неё в голове. Пациентка верила, что она находится под психическим воздействием знахарки. Она рассказала, что знахарка в качестве подарка дала ей чёрного кота, сказав, что якобы кот обладает способностью излучать позитивную энергию. Пациентка поведала, что с самого начала сомневалась насчёт этого кота. Она чувствовала, что животное порочно и опасно. Постепенно под её подозрение попала и знахарка, воздействовавшая на своих пациентов «чёрной магией», получавшая информацию о ней через кота и оказывавшая на неё «плохое воздействие» при помощи болей и галлюцинаций. В результате пациентка задушила кота, а после этого положила ему на рот маленькую иконку. Вся эта история связана с архетипической фигурой злой ведьмы (Баба -Яги). В традиционных русский сказках и былинах Баба Яга околдовывает, убивает и съедает детей. Она использует все сорта чёрной магии и обычно имеет чёрного кота — как компаньона и посредника в своих злых делах. Поступок с иконой отражает синкретическую смесь языческих и христианских верований.
Знание психиатрами и психологами местной мифологии, в соответствии с нашим опытом, важно для установления эмпатичных терапевтических отношений при работе с такого рода клиентами.

Дискуссия
Понимание вышеприведённых явлений увязано с некоторыми значительными событиями российской истории. Христианство пришло в Россию уже после того, как им была покорена Центральная Европа и в течение довольно большого времени в царской России остатки язычества были довольно широко распространены среди людей. Население России в начале и середине XX века было преимущественно сельским. Язычески традиции и мифология не исчезли полностью после распространения христианства и продолжали оказывать значительное влияние на способ мышления, образ жизни, культурные традиции и суеверия людей. После Октябрьского переворота в 1917 году Советский режим для сохранения стабильности нуждался в поддержке определённой части населения. Повсеместный страх, имевший причиной массовый террор, производил парализующий эффект. Антирелигиозная деятельность была направлена в первую очередь против Православного христианства и прочих религиозных конфессий, но лишь в незначительной степени — против языческих верований и мифологии.
Тем не менее, этого было недостаточно для создания прочной основы выживания и развития коммунистической системы. Такая задача требовала создания новых мифов. Известно, что советская коммунистическая пропаганда периодически стремилась создать такие мифы. Использую активацию некоторых архетипических образов, которые можно обнаружить в древнем российском культурном наследии. Русские легенды и сказки отражают архетипическую фигуру Героя, который спасёт людей с помощью некоего великого Чуда и создаст некую Магию, способную решить любую проблему. Герой будет обладать волшебной Силой, чтобы мгновенно изменить жизнь «простого народа» и сделать её счастливой.
Идея тотального равенства («все люди равны») была неразрывно связано с завистью и ненавистью по отношению к более успешным людям. Идея равенства по своему происхождению была основана на архаической вере в неизбежное и жестокое наказание языческими богами каждого, кто хотел стать лучше, чем другие. Выражение чрезвычайно негативного чувства не только по отношению к богатым и успешным, но также и ко всем, кто лучше образован и более талантлив, было всегда достаточно широко распространено, но особенно остро — среди сельского населения. Это может быть результатом влияния архетипа «Чужака». Советская пропаганда не оставляла попыток усилить этот архетип, провоцируя враждебность так называемого «рабочего человека», направленную на того, кто был заклеймён как «классовый враг».
Падение советского режима совпавшее по времени с коллапсом официальной атеистической коммунистической идеологии, привело к духовному вакууму, который современной Православной Церкви ещё не удалось заполнить. Некоторые архетипические образы всплывают в виде содержимого снов непсихотических личностей, кратких психотических расстройств, параноидных расстройств и расстройств настроения. Эти мотивы просматриваются также у пациентов, охваченных фанатичными идеями о собственном мессианском призвании и исключительности их нации.

Признательность
Я очень благодарен профессору W.G. Jilek и профессору L. Jilek-Aall (Vancouver, Canada) за их помощь и критические замечания при подготовке этой рукописи.

Литература
American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistic Manua IV-TR.Washington DC, American Psychiatric Press, 2000.
Flores-Meiser E. The Hot Mouth and Evil Eye. In: Maloney C. (Ed) The Evil Eye. New York, Columbia University Press, 1976.
Hauschild T. Der Böse Blick: Ideengeschichtliche und sozialpsychologische Untersuchungen (2nd Ed.) Berlin, Verlag, Mensch und Leben, 1982.
Hufford DJ. The Terror that comes in the Night. An Experience-Centered Study of Supernatural Assault Traditions. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 1982. Jilek WG, Jilek-Aall L. The Psychiatrist and his Shaman Colleague: Cross-Cultural Collaboration with Traditional Amerindian Therapist. Journal of Operational Psychiatry, 9: 32—39, 1978.
Jilek WG. Transforming the Shaman: Changing Western Views of shamanism and Altered States of Consciousness. Investigation en Salud, 7: 8—15, 2005. Madsen W. The Mexican-Americans of South Texas. New York, Holt Rinehart & Winston, 1964
Rubel AJ. Concepts of Disease in Mexican-American Culture. American Antropologist, 62: 795—814, 1960.
Shabad P. The Evil Eye of Envy: Parental Possessiveness and the Rivalry for a New Beginning. In: Burke N (Ed) Gender and Envy. New York, Routledge, 1998, pp 255—268. Torrey EF. The Mind Game. Witchdoctors and Psychiatrist. New York, Emerson Hall Publishers, 1972.
Зиновьев В. Мифологические сказки Российских народов. Новосибирск, Наука, 1987.
Кузьменко П. Наши традиции: рождение, венчание, пост. Москва, Bookman, 1986.
Тупикин Ж. Язычество. Предложение очищения. Новосибирск, Нонпараллель, 2004.

Комментарии переводчика
Необходимо уточнить:

  • Точный медицинский термин заболевания, переведённого как «сонный паралич» и «летаргия» (Sleep paralysis) — подчёркнуто в тексте.
  • То же самое — относительно «расстройство настроения» (mood disorder) — подчёркнуто в тексте.
  • Точное наименование работ, изданных на русском языке — последние в списке литературы.

Цезарь Петрович Короленко

ЧОУ ДПО «Сибирский Институт Психоанализа» является единственным за Уралом учебным образовательным учреждением, которое проводит полномасштабную психоаналитическую подготовку, включая: психоаналитическое образование, персональный дидактический психоанализ (собственный персональный анализ), супервизорская поддержка начала психоаналитической работы.

Институт осуществляет ежегодный набор студентов и слушателей для получения теоретического и практического обучения психоанализу на базе среднего и высшего образования. Прием студентов и слушателей на обучение производится на основании результатов собеседования.

Полный цикл обучения в Институте составляет 3 года и осуществляется в формах вечерней, заочной и очно-заочной с применением дистанционных технологий обучения.

По завершении обучения в Институте выдается документ об окончании Института и получении психоаналитического образования.